… Вот вы встретились с ним. Никакого эпатажа, никакой экзальтации. Говорит негромко. Громко только смеется. И очень заразительно. Слушает внимательно, не перебивает. В уголках рта всегда улыбка, теряющаяся в дедморозовской бороде. Глаза добрые, но взгляд пронзительный, иногда кажется, что оснащен рентгеновским излучением. От этого бывает неуютно, но проходит быстро. В его присутствии никто не чувствует себя скованным, как часто бывает в присутствии знаменитостей. Со своей популярностью обращается как-то легко, не придавая ей вовсе значения. Ну, есть она и есть, и бог с ней. Наверное, потому что в душе – человек очень застенчивый. Он начинал свой творческий путь с искусства пантомимы, а оно, это искусства, вообще было прибежищем застенчивых людей. Тех, что не любили бряцать словами. Самое естественное его состояние – с книжкой где-нибудь на полянке. Любит природу и книги, хотел стать лесником или библиотекарем.
А стал клоуном. Даже трудно поверить, что способен на предельную эксцентричность и обожает гротеск. Только волосы, всегда торчащие по сторонам, выдают бунтарскую натуру.
Любит круг, считая его самым гармоничной фигурой. Поэтому все вокруг – разнообразные предметы, мебель, линии одежды и костюмов, детали декораций, домашняя утварь, – все стремится к округлости, мягкости. Даже крыша на доме растеклась мягкой деревянной кляксой.
И сам кажется мягким и пушистым. Но в работе – просто зверь. Трудоспособность нечеловеческая. А если это помножить на упертость и перфекционизм, которыми страдает в тяжелой хронической форме, то от «пушистости» вот уже ничего и не осталось. Зато когда вдруг чувствует, что окружающие уже вовсе ни на что не способны и пора прекращать работать, без предупреждения и лишних разговоров переходит к празднику. Музыка, застолье с веселыми историями, вкусной едой, хорошим вином или чаем – не важно… И напряжение уходит, и снова полно сил, и хочется двигать горы – всем вместе и ко всеобщему удовольствию.
Его природа наградила не только талантом незаурядным, но и фантастической интуицией. Он почти всегда оказывается прав, даже неприятно как-то. Вот, думаешь, ну, ошибается же, явно. Эн- нет, прошло время, видишь: оказался прав. У него безусловно какие-то особые взаимоотношения со Вселенной. Не успел подумать, уже случилось.
А когда выходит на сцену, кажется, умеет завладеть душой каждого в зрительном зале. Захотел – и вот мы смеемся до колик, захотел – и зал плачет. Меня всегда потрясали его паузы. Длинные, ничем не заполненные внешне, но такие бездонные, как омуты, из которых не вырваться, не спастись. В них, в этих паузах, сонмы смыслов, аллюзий, твоих собственных воспоминаний, фантазий… Он, словно гипнотезер, ведет тебя по лабиринтам мыслей, чувств, смыслов, понятий. В этих паузах – настоящая магия. Магия театра, магия погружения в себя, магия, открывающая другие миры. А он стоит на сцене, раскинув руки, и просто покачивается в такт музыке…
И от всего этого для всех, кто его знает, слово Клоун приобрело новый смысл. Оно, это слово, это понятие, стало огромным, глубоким, всеобъемлющим и, конечно, круглым. Оно стало философией, мировоззрением, мерилом серьезности и глубины понимания жизни, поэзией. Потому что все части его прекрасной клоунады под названием жизнь. Жизнь знаменитого клоуна Славы Полунина.
Наташа Табачникова