Запомните, как это было, потому что такого не было никогда!” – такими словами начинался репортаж об открытии фестиваля уличных театров “Караван Мира” в далеком 1989 году.
И мы запомнили, мы все: участники, зрители, случайные прохожие, случайно услышавшее от случайных прохожих… Мы все запомнили все, а точнее – не смогли забыть! Странствующий театральный город на колесах бороздил дороги Европы полгода.
Едва осмелев и научившись тайком выглядывать из-за железного занавеса, небольшая группа особо сумасшедших вырвалась на просторы свободного мира, и больше никогда ни один из нас не смог расстаться с привилегией чувствовать себя человеком мира. И они, те, с которыми мы прожили вместе эти полгода, с которыми то и дело не могли понять друг друга, по-разному видели все и вся, и они не смогли больше никогда без нас, без рассыпанных чьей-то щедрой рукой по нашим просторам богатств человеческих и культурных.
Странствующий театр – это лишь потом явление искусства, но сначала это явление жизни, бытия, экзистенции. Мы это узнали не понаслышке. И если этот театр, эта жизнь ничего не меняют в вашей судьбе, значит, что-то не так,где-то ошибка, значит, не стоит этим заниматься.
Нам, прошедшим тропами каравана мира 1989 года, посчастливилось познать, что такое странствующий театр, по самому что ни на есть гамбургскому счету, и сейчас мы то, что мы есть, во многом благодаря этому опыту.
Караван мира 2010
За 20 лет до второго Каравана Мира, в 1989году, Москва впервые познакомилась с явлением уличного театра в его современном понимании. Тогда был организован беспрецедентный трансъевропейский фестиваль «Караван мира», прошедший в течение 6 месяцев через всю Европу.
Москва, Ленинград, Варшава, Берлин, Копенгаген, Базель, Лозанна, Блуа и Париж… Эти города были освещены утопией Каравана Мира. 200 артистов и техников, 28 различных спектаклей, более 400 представлений, от Балтийского моря до Сада Тюильри в Париже. «Одиссея» стала шедевром, объединившим всех путешественников в одном грандиозном и масштабном уличном представлении. Караван Мира опередил свое время и шел в ногу с историей: это был первое международное независимое, поистине европейское культурное движение, состоявшееся вопреки геополитической обстановке, в которой о таком запрещалось даже мечтать. Берлинская стена пала спустя шесть недель после окончания турне Каравана Мира, навсегда изменив Европу, а также жизнь трупп и актеров. «Когда Караван Мира остановился в Праге в начале июля 1989 года, это было своего рода репетицией бескровной «Бархатной революции» в Чехословакии», – сказал Вацлав Гавел.
Это была акция артистов Европы, значение которой трудно переоценить. Театральный город на колесах располагался в центре европейских столиц и являл собой пример того, как люди разных национальностей могут не только творить вместе, но и жить единой семьей.
Караван тогда получил поддержку правительств всех европейских стран, потому что имел не только художественное, но и мощнейшее политическое значение, ощутимое и по сей день. Участники Каравана, хоть и повзрослели на 20 лет, но не изменили своим принципам и пристрастиям.
Мы говорим сейчас о театрах, которые открыли для себя известную традицию комедии дель арте. При этом в их репертуарах вы не найдете Арлекина и Коломбину или оригинальные маски начала 16 века. Нет, это комедия дель арте наших дней, и она воплощена в поэтических формах.
Караван Мира снова отправился в путь в 2010, из Вильнева в Москву. Теперь, когда идеологические конфликты ушли в историю, Европа столкнулась с новыми проблемами. Непонимание и нетерпимость постепенно посеяли новые распри, а новые экономические, культурные и политические границы разделили людей по новому принципу. Эти новые границы, которые уже не связаны с границами государственными, кажутся еще более нерушимыми.
Создатели Каравана Мира 1989 года решили снова отправиться в путь. Они придумали новый передвижной театральный фестиваль, программа которого будет включать круглые столы и конференции о проблемах культуры и театра в Европе, объединив главных действующих лиц 1989 года (артистов, организации, политиков) и актеров, работающих в нынешнем культурном поле Европы.